Поделки из талаша своими руками

Ремесло по изготовлению кукол из кукурузы известно давно. Много таких кукол находили среди индийских племен. Фигурки человечков куколки делались для мальчиков и для девочек. Кукурузные куклы изготавливали по народным традициям, первые куклы были очень простыми – несколько пучков кукурузных листьев связывались в вместе, формировали голову, руки и ноги, вот и кукла готова. Отличительная черта кукурузных кукол отсутствие у них лиц, иногда наносили легкий румянец и то редко.

Сказка о кукурузной красавице.
Жили были три сестры Фасоль, Тыква и Кукуруза. Очень известные были старшие сестры Тыква и Фасоль, а Кукуруза только кормила всех. Захотела Кукуруза сделать нечто особенное для людей, и дал Великий Дух ей благословение. Вот сделала Кукуруза из своих листьев маленькую куколку. Эта кукла должна была играть и развлекать детей и помогать людям. Куколка получилась очень красивая и с успехом выполняла все свои обязанности, люди были рады и довольны куколкой и часто говорили ей какая она красивая. Кукурузная кукла один раз увидела в воде свое отражение и стала им любоваться. Забыла куколка про людей, каждый день она ходила к воде и любовалась своим отражением, куколка очень изменилась и стала гордячкой. Напомнил Великий Дух куколке красавице о ее назначении, но она не послушала его, тогда прилетела гигантская Сова, и выхватила из воды отражение красавицы и унесла его. Долго, долго смотрела куколка в воду, но уже ничего не могла увидеть. Ее прекрасное лицо исчезло. С тех пор кукла должна исполнять свое назначение играть с детьми помогать людям. Может ее простит Великий Дух и вернет ей лицо. Вот и посей день делают красивых кукурузных кукол безликими.
Цель: создать оригинальный художественный образ сибирской куклы- сувенир из кукурузных листьев.
Задачи:
– обучить приемам работы с кукурузными листьями
– развивать индивидуальные творческие способности, художественный вкус
– воспитывать аккуратность, усидчивость детей
– воспитывать бережное отношение к родной природе

Материалы и инструменты:
Початки кукурузы
Нитки Х/Б для связывания

Картина мастера Ткаченко Татьяны Григорьевны.

А вот и она сама.

Это, собственно и есть талаш – внутренние обёртки початка кукурузы.

Ещё несколько работ этой мастерицы.

Ангел великолепный, жаль, что качество фотографии подкачало.

К сожалению, не знаю имён мастеров следующих работ.

Талаш бывает разных оттенков. Мастера обыгрывают это в своих поделках.

Вся утварь вполне функциональна и ей можно пользоваться в быту.

Стопка кепок. В них не жарко, голова дышит. Сплошная экология!

Декоративные панно на стену, их сделала Кондратьева Ирина Владимировна..

Лепестки у подсолнухов наклеены на 2-сторонний скотч.

Далее пойдут игрушки талашницы Елены Александровны Алфёровой.

МК по изготовлению таких ангелов есть в моём профиле.

Коровки, лошадки, барашки и прочие четвероногие.

Опять не известные мне авторы.

Эти куклы сантиметров 50 высотой.

Голова одной из них поближе

А это задняя часть головы первой куклы Алфёровой Е.А.

10-12 июня в станице Холмской Абинского района Краснодарского края проходил фестиваль народных ремёсел. В этом репортаже я попыталась познакомить вас с традиционным кубанским видом прикладного искусства- плетением из талаша.

много красота и сръчност

Красивые и ""тёплые""поделки-спасибо за репортаж!

Какой оказывается прекрасный материал природный,этот ТАЛАШ!Надо попробовать использовать его в своих композициях!Спасибо за идею. Великолепная выставка!Замечательные работы мастеров своего дела.

Такую красоту я вижу впервые!

Никогда бы не подумала, что из этих "листиков" такое можно сделать! Красиво.

Я жалею, что не могу разместить все фото работ из этого материала. Красота необыкновенная. А какая от них мощная энергетика. Алфёрова Елена Александровна планирует выпустить книгу по талашу с поэтапными МК. Сейчас ищет издательство, которое возьмется напечатать. У нас на рынках до сих пор можно встретить бабулек, которые продают подставки под горячее в этой технике. Очень радует, что искусство плетения из талаша начало возрождаться и всё больше мастеров берут его на вооружение.

Читайте также:  Петля навесная для калитки

Очень красиво! И необычно!

Спасибо за красоту и столь познавательный материал о талаше!

Какая Вы молодец. Ваши работы выше всяких похвал.

Очень интересные поделки, матера молодцы. Талаш-пластичный и удобный материал для плетения и поделок. Очень его люблю. А здесь мои работы из талаша: https://stranamasterov.ru/node/95951

Я тоже люблю талаш, но работать с ним стала совсем недавно . Вот получила на фестивале заряд вдохновения, постараюсь летом накопить материал. Жила бы в своём доме, обязательно посадила бы на участке кукурузу. Ещё мечтаю научиться плести из чакана, его у нас в районе много по каналам растёт.

Чудесно. Неужели даже из этого можно мастерить.

Привет Леночка!Вот это ты удивила!Впервые вижу и слышу о подобном виде прикладного искусства!А оказывается оно традиционное!Ты большая молодец что выложила такой интересный матерьял,нас надо образовывать!Буду летом копить талаш ,мы большие любители кукурузы будем с сыночком пробовать делать таких куколок.У нас в садике сейчас активно развивается уголок Кубанской культуры,и наши воспитатели и любимый методист садика по крупицам собирают разные вещички которые дают представление о быте и культуре Кубани.Я лепила в этот уголок большую картину из теста о кубанской семье,они будут очень удивлены узнав о этом виде творчества,уверена что они не знают!Я ещё обращусь к тебе за консультацией по этому вопросу.

Юля, ой как я хочу посмотреть на эту картину про кубанскую семью. Дай, пожалуйста, координаты, где можно увидеть. А про талаш есть книга для воспитателей. Её написала Ира Кондратьева из пос. Ахтырского. Называется "Кружево из талаша". Там ещё куча соавторов прилепилась из ККИДППО. По-моему книгу закупили все районные отделы образования. Пусть ваши спросят в Геленджикском ИМЦ. Книга, вернее брошюра, такого желтого цвета, в тонкой обложке. Там даны азы , технология элементарных поделок с дошкольниками, немного истории об этом рукоделии, физминутки по теме занятий.

Как интересно! Я думала только из соломы можно такие куклы сплести. А про талаш впервые слышу, в огороде растет кукуруза пошла собирать)) А оно как долго хранится, готовое изделие? Его нужно чем нибудь обрабатывать?

Хранится долго, у меня уже несколько лет в кабинете висят поделки и как новенькие. И покрывать ничем не нужно. А вот подставка под горячее быстро "заваськалась" в процессе эксплуатации. Талаш не любит влагу и сырость.

— Сноп полевой, он же раскидистый. Стоит подпоясанный, натурально человек. Он мне первые мысли и дал, как кукол делать. Когда начинала, то думала, как же быть: ведь головы-то нет, ног-то нет, рук-то нет! Что же это за кукла? Я — к бабушке одной: «Как раньше делали?» — «Делать, говорит, делали, а как, не знаю». Вот и вспомнила я про снопы.
Показать полностью… У нас раньше яровой хлеб вязали поясками, а пояски эти плели из ржаной соломы. Это мне и помогло: пучок соломы скрутила, пополам его перегнула, ниткой суровой повыше перетянула, и вышла голова. По нескольку соломин в сторону от туловища развела — руки. Такую вот соломенную куклу, как в старину делали, и послала я в Пензу в Дом народного творчества.

Так рассказывала мне Екатерина Константиновна Медянцева, единственная в России мастерица, сумевшая возродить древнее, уходящее корнями в далекое языческое прошлое ремесло. Да и не ремесло даже, а скорее, обычай: ведь делали соломенных кукол не на продажу — для себя. Надевали на них кафтан и шапку, опоясывали кушаком, обували в лапотки, а потом сжигали, веселясь на проводах масленицы, или пускали в воду, провожая весну. Замечательный знаток отечественной старины И. Сахаров писал, что жители многих русских сел «устраивали на лугу особенный шалаш, убирали его цветами и венками, в середину ставили соломенное чучело. В шалаше перед ним ставили приносимое кушанье, вино и другие лакомства. Вокруг шалаша одни поселяне разыгрывали хороводы, молодые плясали, иные в кружках пели песни, другие вели борьбу. После всего начиналось пирование. В заключение всего раздевали чучело и бросали его со смехом в озеро». Обряд, словно стрела, пущенная тугой тетивой из прошлого тысячелетия, еще памятен многим нашим бабушкам. Впрочем, древний магический смысл, который несла в себе соломенная кукла, не мешал ей быть в то же время любимой игрушкой деревенской ребятни.

Читайте также:  Нужен ли дизайнер для ремонта квартиры форум

Заново родившись сегодня в селе Михайловка под Пензой, соломенная кукла далека, конечно, от ритуального предназначения, не стала она вновь детской забавой. Зато заворожила всех, кому дорого исконно русское искусство, вернув нам еще один потерянный самобытный пласт народного рукомесла. Ныне работы Медянцевой украшают многие выставки и крупнейшие музеи страны.

. От железнодорожной станции до Михайловки шестнадцать километров, вымеренных в зимнюю пору гусеничными тракторами да лыжами — единственными транспортными средствами, соединяющими жителей с внешним миром в сильные снегопады или пургу. Мне повезло: светило редкое в декабре солнце и глубокая колея-траншея оставляла надежду на колесный транспорт. В кабине мощного новенького самосвала я и доехал до дома Медянцевой.

Завидя гостя, Екатерина Константиновна кинулась скорей ставить самовар.

— Ведь наказывала всем, приезжайте летом, благодать тут, зелень, красота, по дороге машины ходят. А вы зимой, да еще в осеннем пальто. Ну как заметет? Неделю из дома нос не высунешь. В буран идти — тут верная смерть. Я почему говорю, мне не жалко, живите на здоровье, но ведь у вас, городских, всегда спешные дела. Ну да ладно, приехали — и хорошо и ладно, главное, что в избе тепло. Грейтесь, сейчас чай пить будем с медом.

Именно такой и представлял я Екатерину Константиновну Медянцеву — живую, маленькую, никогда не унывающую заводилу и запевалу Михайловского народного хора, автора многих песен и частушек, замечательную мастерицу, народную художницу, работы которой хранятся в Государственном Русском музее. Лицо ее в улыбке хранит ту красоту, над которой не властны ни невзгоды, ни болезни, ни семьдесят с лишним лет трудно прожитой жизни.

В красном углу вместо божницы зеркало («Я с юности в бога не верила»), под ним телевизор. В книжном шкафу ряды «Библиотеки всемирной литературы»; на столе керосиновая лампа — на случай, если ветер перехлестнет провода; квадратный обеденный стол, большая печь и кровать за занавеской. Гостя не ждали, но все идеально чисто, уютно.

Может ли быть что-нибудь приятнее для беседы, чем дымящийся на столе самовар? Глоток за глотком, слово за слово.

— Соломенные жгутики раньше на подоконники клали, чтобы они влагу с окон собирали,— рассказывает Екатерина Константиновна.— Еще, бывало, мать сделает такой жгутик, обрежет его и поставит на стол. Потом постучит рукой по доскам — пучок соломы начинает подпрыгивать, а мне и радостно. Когда побольше стала, сама соломы соберу, перевяжу ее и с таким снопиком по горнице танцую. Это нынче у ребенка два угла игрушек, и не знает он, что с ними делать. Дай ему машину — всю распотрошит.

А если дашь скалку — сам начнет себе игрушку делать, одевать ее, баюкать. Вот и я тогда соломенную бабку в сарафан наряжала. Надо нам, пока мы тут чаи распиваем, соломы для работы подготовить, пусть пока размокает. Я вам в Москву куклу сделать хочу.

Екатерина Константиновна принесла из чулана большой сноп, поставила на пол у печки корыто, налила в него воды и положила солому:

Читайте также:  Обозначения на вещах при стирке

— Она помокнуть должна, чтобы помягче стать, не ломаться. Заготовка соломы для меня самое трудное. Да и солома годится не всякая. Ячменная, например,— твердая, ломкая. Лучше всего ржаная: мягче она всякой другой и обработке поддается лучше. Но рожь теперь стали сеять мало, и приходится делать куклы из пшеничной соломы. Запасаю я ее, когда зерно восковой спелости, до покоса дня за три, за четыре. Жну под корень, только ровную, не мятую, поэтому после комбайна она мне уже не годится, приношу домой и кладу на солнце просушиться. На солнце она золотого блеску набирается. А потом складываю в сарай до зимы, летом-то я кукол не делаю, времени нет: огород, пчелы, дров надо заготовить. Зато зимой — за окном метет, вьюжит, а тут сидишь себе, в соломе пошавыриваешься.

С моченой соломы обираю листочки, задиринки до самого коленца, но так, чтобы не сломать стебелек. Занятие это долгое.

Когда начинаю куклу делать,— продолжает Екатерина Константиновна,— беру очищенной соломы пучок, соломин шестьдесят — семьдесят, на глаз: я их никогда не считаю, выравниваю и смотрю, чтобы, где перегиб будет, коленца не оказалось, а потом скручиваю в жгут. Да что я все рассказываю, сами увидите.

Екатерина Константиновна усаживается поудобнее к печи, кладет под руки инструмент: «козу» — дощечку, на которой укреплены рога из толстой проволоки («На такой дощечке резали раньше солому для скотины»), большие ножницы, нож, иглу и моток суровых ниток. Затем достает из корыта пучок соломы, подравнивает и почти неуловимым движением скручивает в жгут, который складывает пополам. Сильным движением, так что хрустит солома, перетягивает нитью чуть ниже места сгиба — и готова голова. Заготовка кладется на «козу», а лишняя солома перепиливается ножом. Угадывается торс куклы — сантиметров тридцать.

— Сейчас многое на глаз делаю, а скольких трудов это стоило! Руки у меня долго не получались: то жиденькие слишком, то пыром торчат.

Мастерица берет пучочек поменьше и потоньше, перевязывает у концов и вставляет пониже шеи будущей куклы. Затем прижимает руки к туловищу и обвязывает суровой ниткой.

— Это на время, пусть так привыкнут. Женскую фигурку я в сарафан старинного фасона наряжаю, на нем понизу ленты в несколько рядов нашивали, так я их плетеночками заменила. Сейчас мы эти плетеночки и будем делать, нужно для них искать соломки тонехонькие-тонехонькие. Я их в три или четыре пряди плету. Мать мне заплетала косу из восьми прядей — волосы у меня длинные были, хорошие. Дак ведь она сзади меня стояла, рук я ее не видела, вот и не умею теперь, как она.

Узенькая плетенка готова. Екатерина Константиновна сворачивает ее кольцом, сшивает концы и надевает сверху на куклу. Обруч спадает на сарафан и удерживается в самом низу.

— Теперь нужен ей кушачок. Какой лучше — красный или зеленый. Красный — хорошо! — И перепоясывает куклу красной ниткой, завязывает ее бантиком-узелком. А под кушак вставляет еще одну плетенку, прямую, потому что спереди сарафан вертикальная лента украшала. Кукла готова. Медянцева ставит ее на стол, и она стоит ровно, осанисто, подбоченившись.— А теперь будем делать мужичка. С этим гражданином возни больше будет. Ему еще шапку справить нужно, лапоточки сплести.

Мужичка Екатерина Константиновна поставила с девицей на шкаф, рядом с замечательной соломенной лошадкой, резво несущей сани с возницей.

— Когда делала, столько печек ими истопила: и кривоногие, и кособокие выходили, а теперь вон стоит, и шея и голова у нее — все честь честью. У меня еще одна мечта есть: помню, к пасхе раньше в красный угол голубочка соломенного вешали, так вот хочется мне эту птицу сделать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector